Меню сайта

Новости законодательства для субъектов малого и среднего предпринимательства  

В 2016 году вступают в силу ряд изменений в федеральные нормативные правовые акты, касающиеся развития и поддержки малого и среднего предпринимательства. Вероятно, вы уже с ними ознакомились, но считаем необходимым еще раз обратить на наиболее значимые из них ваше внимание.

I. В России вводится Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Это позволит оперативно определять принадлежность предприятий к субъектам малого и среднего предпринимательства, а также получать сводную информацию обо всех субъектах малого и среднего предпринимательства региона.

Изменения внесены в Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Новые положения закона о едином реестре вступят в силу с 1 июля 2016 года.

Закон определяет состав сведений, включаемых в реестр, а также порядок его формирования. Вести реестр будет ФНС России.

Сведения, содержащиеся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, будут размещаться на сайте ФНС России 10-го числа каждого месяца и будут доступны в течение 5 лет после размещения.

В едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства будут содержаться следующие сведения о субъектах малого и среднего предпринимательства:

1) наименование юридического лица или фамилия, имя и (при наличии) отчество индивидуального предпринимателя;

2) идентификационный номер налогоплательщика;

3) место нахождения юридического лица или место жительства индивидуального предпринимателя;

4) дата внесения сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства;

5) категория субъекта малого или среднего предпринимательства (микропредприятие, малое предприятие или среднее предприятие);

6) указание на то, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель является соответственно вновь созданным юридическим лицом, вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателем;

7) сведения о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;

8) сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем;

9) сведения о производимой юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем продукции (в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности) с указанием на соответствие такой продукции критериям отнесения к инновационной продукции, высокотехнологичной продукции;

10) сведения о включении юридического лица, индивидуального предпринимателя в реестры (перечни) субъектов малого и среднего предпринимательства - участников программ партнерства между юридическими лицами, являющимися заказчиками товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», и субъектами малого и среднего предпринимательства;

11) сведения о наличии у юридического лица, индивидуального предпринимателя в предшествующем календарном году контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и (или) договоров, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

И еще одно важное нововведение: Федеральный закон № 209-ФЗ в новой редакции формулирует новые условия отнесения бизнеса к субъектам малого и среднего предпринимательства.  Согласно документу, к субъектам малого и среднего предпринимательства могут быть отнесены «хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели». Ранее данный перечень включал «потребительские кооперативы и коммерческие организации, индивидуальных предпринимателей, крестьянские (фермерские) хозяйства».

II. Малым предприятиям предоставляется «иммунитет» от проверок.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2015 № 1268 установлены правила, по которым субъект малого предпринимательства сможет заявить в контролирующий орган об исключении сведений о себе из ежегодного плана проверок. Также определено, какие документы для этого потребуются, кто и в какой срок будет рассматривать заявление.

Ранее изменениями в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» на 2016-2018 гг. введены «надзорные каникулы» для большинства субъектов малого бизнеса: плановые проверки в отношении них не проводятся.

Обращаем внимание на то, что освобождение распространяется только на те проверки, которые проводятся в соответствии с Законом № 294-ФЗ. Это, в частности, проверки Роспотребнадзора, Росздравнадзора, противопожарной службы. В то же время этот Закон не распространяется на все виды финансового контроля. Поэтому воспользоваться «иммунитетом» не получится при налоговых, валютных, таможенных и некоторых других проверках. Порядок их проведения регулируют совсем другие законы.

Закон № 294-ФЗ также не применяется при:

- проведении оперативно-разыскных мероприятий, дознания, следствия, административного расследования;

- осуществлении прокурорского надзора и правосудия;

- производстве по делам о нарушениях антимонопольного законодательства;

- расследовании несчастных случаев на производстве.

III. АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» наделяется обязанностью осуществления мониторинга и оценки утвержденных планов закупки на соответствие требованиям законодательства о размещении заказов у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Напомним, что в рамках расширения поддержки малого и среднего предпринимательства в 2015 году создано АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства». Полномочия, задачи и функции данного института развития в сфере малого и среднего предпринимательства определены в ст. ст. 25.1 - 25.2 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Корпорация создана на базе АО «Небанковская депозитно-кредитная организация «Агентство кредитных гарантий», с участием АО «Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства» (АО «МСП Банк»), являющегося дочерним в структуре Внешэкономбанка.

С 01.07.2016 вступит в силу постановление Правительства Российской Федерации от 21.11.2015 № 1255 «О порядке проведения акционерным обществом «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» мониторинга осуществления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) созданными ими организациями оценки соответствия и мониторинга соответствия, предусмотренных Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» установлена обязанность заказчиков на этапе планирования закупок определять объем закупок товаров, работ, услуг, в которых будут участвовать только субъекты малого и среднего предпринимательства.

При проведении мониторинга АО «Корпорация МСП» будет осуществлять оценку количественных показателей, характеризующих соблюдение конкретными и отдельными заказчиками, определенными Правительством РФ, требований законодательства РФ, предусматривающих участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках. АО «Корпорация МСП» вправе обращаться в антимонопольный орган и обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчиков в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.

По результатам мониторинга АО «Корпорация МСП» будет формировать сводный отчет, который будет размещаться не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Отчет будет являться основой для подготовки предложений по совершенствованию участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках.

В заключение отметим, что помимо вышеуказанных функций АО «Корпорация МСП» выполняет ряд иных функций по содействию развитию малого и среднего предпринимательства: реализация системы мер информационной, маркетинговой, финансовой и юридической поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; предоставление поручительств и независимых гарантий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям; мониторинг ведения перечней государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), подлежащего передаче в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства и другие. Большинство из данных функций будут осуществляться через региональные Центры поддержки предпринимательства.